Страница обновлена 16.11.2017

Государственное профессиональное образовательное
учреждение Ярославской области
Ярославский торгово-экономический колледж

Страница обновлена 16.11.2017
Государственное профессиональное образовательное
учреждение Ярославской области
Ярославский торгово-экономический колледж
Инновационные технологии в музее

Нескучная экскурсия

«Параллели времён»

 

 И стоит шаг пройти,
Заносит время след…

 

Письмо Михаила Коровина, сына Ярославского мещанина, православного вероисповедания, родившегося восьмого сентября тысяча восемьсот девяносто пятого года (1895г)

« Любезная маминька Анна Никифоровна! Пишет Вам сын Ваш Михаил, учащийся  Ярославской городской четырёхклассной Торговой Школы. С превеликой радостью сообщаю, что дела мои идут хорошо.  Ученье  даётся с трудом, и то Слава Богу, легче всего, маминька,  для меня заниматься языками: русским и немецким, по этим предметам я имею оценки «хорошо», по Закону Божьему тоже «хорошо», а вот по арифметике коммерческой,  географии коммерческой, алгебре и геометрии с трудом получаю «удовлетворительно», а по чистописанию, бухгалтерии, естественной истории «удовлетворительно» получаю без особого труда. Ещё, милая маминька, хочу похвалиться тем, что отмечен учительницей немецкого языка и воспитательницей нашего класса Анной Юлиевной Андриановой за отличное поведение. Самой же ей к празднику Святой Пасхи  Государь Император Всемилостивейше  соизволил пожаловать серебряную медаль для ношения на груди на Станиславской ленте. Эту награду она получила за полезную деятельность и особые труды на вверенном ей месте штатной преподавательницы Торговой Школы.

Милая моя маминька! Приношу Вам мою Усердную благодарность за своевременное внесение платы за моё обучение, ведь в нашем классе состоят  такие ученики, родители которых не имеют ни малейшей возможности вносить за них плату, и они в любой момент могут быть отчислены из школы, пока же вынуждены находиться на содержании попечительского совета.  Много, маминька, учеников из бедных: мещане, как мы, крестьяне, побогаче только несколько человек: семь чиновников да два дворянина.
Засим прощаюсь, желаю Вам от Всевышнего творца здравия, счастия и всех благ на свете.  Свидетельствую вам искреннее почтение.
Ваш сын, Михаил Коровин

Ноябрь 12 дня 1909 года»
     Это письмо сочинила я, Оксана Садкова – студентка 2 курса Ярославского торгово-экономического колледжа, на основании документов, находящихся  в нашем музее. Вот я нахожусь перед стендом «Истоки коммерческого образования в Ярославле». Из информации, размещённой на этом стенде,  я узнала, что наш колледж имеет давнюю историю, а своё летоисчисление ведёт с позапрошлого века.
     В 1897 году в память бракосочетания «Их Императорского Величества Императрицы Александры Фёдоровны и Государя Императора Николая Александровича II» в Ярославле была открыта городская четырёхклассная Торговая Школа, а в 1911 году – Коммерческое Училище, и в этом же году они были объединены на основании общего устава. На средства купцов  для Коммерческого училища и Торговой школы было выстроено специальное здание, которое находилось в самом центре города и сохранилось до сегодняшних дней. Для меня удивительно то, что история повторилась: в 2014 году объединились два торговых учебных заведения в одно на основании общего устава, теперь это государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский торгово-экономический колледж, который возродил в 90-е годы коммерческое образование в  Ярославской области. Поэтому связь нашего колледжа,  Торговой школы и Коммерческого училища очевидна.
     Из документов, собранных в музее, мы узнаём много подробностей о деятельности этого учебного заведения и до объединения, и после, и понимаем, что многие проблемы актуальны до сих пор, а многие ученики очень похожи на нас. Читая «Свидетельство» об образовании некоего Коровина Михаила Константиновича, я невольно представила себе его, угловатого, вихрастого, невысокого парня, приехавшего в Ярославль из уездного города Гаврилов-Ям, проживая в пансионе при Торговой школе, он мог бы написать своей маме такое письмо.
     А вот ещё один документ «Устав  Ярославских городских Коммерческого училища Торговой школы. Ярославль. 1911 год», в нём читаю: « Прошения о приёме в училище и школу подаются на имя директора. К прошению прилагаются свидетельства: 1) о рождении, 2)  звании и 3) медицинское о привитии оспы и об общем состоянии здоровья, не лишающем возможности на поступление в учебное заведение. Если поступающий обучался в каком-либо учебном заведении, то должно быть представлено свидетельство об успехах и поведении, выданное из того заведения». И снова нахожу много общего с современными условиями приёма, зафиксированными в «Правилах приёма в ГПОУ ЯО Ярославский торгово-экономический колледж».  «Прошение на имя директора» – заявление на имя директора, «свидетельство о рождении» – документ, удостоверяющий личность, «медицинское свидетельство» – медицинская справка установленной формы у 086 с картой прививок.
     Моё внимание привлекло знакомое название документа, «Отчёт об учебно-воспитательной работе за 1912 год», такие же отчёты пишут наши учителя. Здесь нахожу тоже много параллелей с современностью. И снова я вообразила письмо, написанное преподавателем и воспитателем 2 класса своему коллеге, который до него работал в этом же  классе Коммерческого училища, а теперь живёт в другом городе. Вот оно.

Письмо классного воспитателя Ивана Васильевича Бауманова Владимиру Арсеньевичу Литвинову.

«Любезный мой друг Владимир!

Спешу уведомить тебя о недавних изменениях, которые произошли теперь в Коммерческом училище и  так тобою любимом 2 классе.
Слава Богу! Мы, наконец, перешли в новое здание на улицу Пробойную. Твой класс теперь передан мне, и я вынужден прилагать значительные усилия, чтобы ввести его в колею. По сравнению с прошлым годом, дорогой Владимир, класс стал менее спокойным, менее прилежным, резче стали проявляться дурные наклонности некоторых лиц (ты понимаешь, о ком я говорю). В особенности много огорчений  доставило то, что у учеников пропало несколько вещей,  как из класса, так и из раздевальной комнаты. Пришлось много и обстоятельно беседовать с учениками и их родителями, и я, и даже господин директор ездили ко многим на квартиры, но они  могли  сказать нам  очень мало для открытия виновника. Как бороться с этим злом, Владимир, присущим возможно не одному только классу. Ах, друг мой, как не хотелось огорчать тебя таким известием!  По моему мнению, всему виной эта лубочная уличная литература, вся эта пинкертоновщина,  сыскная и разбойная литература, которой зачитываются ученики. Помнишь, как нам с тобой не раз приходилось отбирать эти развращающие  книжонки, разъяснять их вред и указывать на это родителям? А нужно заметить, что ученики 2 класса зачитываются этой пинкертоновщиной  до того, что ничего не видят и не слышат. Библиотечное же дело в Коммерческом училище, Владимир, по-прежнему поставлено отвратительно. Виданное ли дело, выдавать книги два раза в неделю после уроков на 4 класса!
     Теперь, дорогой друг, о наших с тобой любимых переменах. Больше не приходится во время оных отдыхать, нам предписано осуществлять постоянный надзор за учениками в коридорах, в хорошую погоду выходить гулять на набережную и во двор, а  на днях  вместе с преподавателями Шитовым и Ливановым мы делали с детьми экскурсию за город, то-то весело было.
     А что касается нового здания, то не всё, Владимир, ещё обустроилось. В некоторых классах холодновато и сыро, влияние сырости проявляется тем, что у некоторых учеников маленькая царапина вызывает воспалительный процесс, так что приходится обращаться к школьному врачу Н.Н.Бажанову. Ах, чуть не забыл сообщить тебе, дорогой друг, приятную новость. Народную сцену «Царь Максимилиан», что вы с классом готовили, наконец-то поставили на студенческом вечере. Г. Директор был очень доволен и выразил мнение, что подготовка подобных вечеров очень желательна.
Ну, любезный друг, порадовал я тебя новостями? Но довольно о своих делах.Лучше расскажи, как живешь? Что твой новый приятель, всё ещё пишет стихи?
Прощаюсь.
Всегда  твой  И. Бауманов.

10 апреля 1912 года. Ярославль.

     Такая нескучная музейная работа. Ведь многие студенты, посещая музей, совершенно равнодушно смотрят на эти стенды, документы, предметы – экспонаты одним словом. А мне хочется заинтересовать их, показать им «параллели» и «меридианы» времени, чтобы история колледжа стала близкой и понятной.