Методические рекомендации по составлению рабочего портфолио для специальностей СПО социально-экономического профиля
Разработчик: Давыдова О.Г., преподаватель истории и обществознания
Содержание:
- Пояснительная записка;
- Состав и структура портфолио;
- Рекомендации по составлению и оформлению отдельных разделов портфолио;
- Презентация портфолио;
- Список литературы;
- Приложения.
Пояснительная записка
Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Термин портфолио в образовании понимается не так, как в сфере бизнеса. Преподаватели используют его для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития. Психологи часто говорят: «Осознал – значит изменился». Метод портфолио как раз и направлен на то, чтобы сделать процесс подобного осознания управляемым, целенаправленным и обыденным, повседневным.
Внешне портфолио выглядит как набор каких-либо работ учащихся: это может быть папка с продуктами творческой деятельности студентов, рисунками, схемами, конспектами и т.д.
Но метод портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации, сведений, но и подробный алгоритм развития исследовательских умений в процессе работы с информацией.
Портфолио может быть полезным для студентов:
- как возможность для учащихся определять направление в собственном поиске;
- как возможность для рефлексии студентами собственной работы;
- как документ, в котором отражено развитие студента, и результаты его самовыражения;
- для подготовки и обоснования целей будущей работы;
- как демонстрация сторон интеллекта студента и особенностей его культуры;
- как возможность для учащихся самим устанавливать связи между предыдущим знанием и новым знанием.
В данном пособии даются рекомендации по составлению рабочего портфолио.
Состав и структура портфолио
I. Титульный лист;
II. Содержание портфолио:
- Цели портфолио;
- Автобиография;
- Коллектор;
- Рабочие материалы;
- Мои достижения;
- Моя оценка;
- Внешняя оценка.
Рекомендации по составлению и оформлению отдельных разделов рабочего портфолио
Для оформления портфолио потребуется папка с файлами, каждый раздел оформляется на отдельном листе. При оформлении портфолио часто используется коллаж.
1. Цели. Попробуйте составить представление о своей работе с портфолио на ближайшее и отдаленное будущее, какие результаты Вы хотели бы получить в ходе работы с портфолио.
Возможные цели:
- собрать, накопить, обобщить, систематизировать и достойно представить материал;
- отследить динамику развития выявить рост или отставание;
- углубить знания;
- научиться работать с информацией;
- определить готовность к будущей практической деятельности или к профессиональной карьере;
- оценить свои способности.
2. Автобиография. Цель автобиографии – дать полное представление о самом себе. Автобиография начинается со слов « Я, фамилия, имя, отчество,…». Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:
- автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развернутой, отражающей основные события вашей жизни;
- важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;
- при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы, которые были сделаны после этого события;
- текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком;
- автобиография должна быть подписана и датирована.
3. Коллектор. В коллектор складываются материалы из внешних источников.
Возможные материалы:
- конспекты, лекции;
- словарик;
- законы и правила;
- классификации и принципы;
- ксерокопии статей;
- список литературы;
- цитаты, афоризмы по теме;
- статистические данные;
- интересные данные;
- таблицы и т.д..
4. Рабочие материалы. В рабочие материалы складываются личные работы студента.
Возможные материалы:
- классные работы;
- рефераты;
- доклады;
- домашние работы;
- контрольные работы;
- сочинения;
- эссе и т.д..
5. Мои достижения. В мои достижения студент отбирает свои лучшие работы, отзывы, характеристики, рецензии и т.д..
6. Моя оценка. Студент оценивает проделанную работу, аргументируя свои результаты работы. Моя оценка включает самоанализ и рефлексию собственных изменений.
7. Внешняя оценка. Это экспертная оценка, которая включает отзывы специалистов, преподавателей, товарищей, родителей.
Презентация портфолио студента и ее оценка
Учащийся презентует содержание своего портфолио. На презентацию он выходит с кратким устным комментарием, который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Следует заметить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более.
Презентацию можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть по сути кратко повторяет первые два пункта содержания портфолио, цели портфолио и автопортрет.
Во второй части студент представляет следующие компоненты портфолио и останавливается на рабочих материалах и на своих достижениях. Необходимо отдельно выделить лучшую, по вашему мнению, работу и рассказать о проделанной работе.
В третьей части целесообразно изложить основные выводы
по результатам проделанной работы с портфолио. Поразмышляйте о целях, которых Вам удалось достичь или наоборот. Особое внимание уделите последним разделам структуры портфолио «Моя оценка» и «Внешняя оценка».
Критерии оценки презентации портфолио (по пятибальной системе)
- оформление;
- самостоятельность;
- полнота отражения изучаемого материала;
- факторы, отражающие размышление студента о своем познании;
- отражение собственной позиции студента (самооценка) относительно представленных работ;
- логика рассуждения и культура речи.
Приложение 1
Титульный лист
Рабочий портфолио
ФИО
Группа
Город
Учебное заведение
Дисциплина
Преподаватель
Итоговый балл по портфолио
Дата начала заполнения
Дата окончания заполнения
Подпись ученика
Приложение2
Как написать рецензию на портфолио
- Каково было ваше первое впечатление от портфолио?
- Что вызвало в вас чувство гордости?
- Насколько аккуратно и логично организован материал портфолио?
- Наскольо самостоятельно ученик создал свой портфолио?
- Какие дополнительные материалы, технологии ученик использовал при оформлении?
Приложение 3
Трансфертный лист
И(интересные моменты портфолио) |
|
Т( темы раскрытые полно) |
|
О( оценка на основе критериев) |
|
Г(главный вывод по всему портфолио) |
|
подпись |
|