Авиационная пушка ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалиберная) была создана аж за девять лет до начала Великой Отечественной войны, но благодаря своей инновационности и мощности приняла активное участие в боевых действиях 1941–1945 годов.





В начале 1930-х годов советскими оружейниками был разработан авиационный пулемет системы ШКАС с патронами 7,62-мм калибра. Он так удивил своей скорострельностью и надежностью, что в скором времени появилась первая адаптация с патронами 12,7-мм калибра — ШВАК. Когда выяснилось, что конструкция пулемета достаточно прочная, инженеры принялись за его доработку и в 1936 году выпустили авиационную пушку. Ничего не было заменено в механизме оружия, специалисты только поставили ствол под патроны 20-мм калибра. В том же году пушка ШВАК была запущена в серийное производство.
Впервые ШВАК, установленную на самолет И-16, применили в боях на Халхин-Голе. Но настоящая слава к оружию пришла уже во время Великой Отечественной войны. Пушку ставили на самые известные боевые самолеты того времени. ШВАК надолго обеспечила советским летчикам господство в воздухе и, несомненно, помогла выиграть множество боев с люфтваффе. В общей сложности за годы войны было выпущено более 100 тысяч пушек. Производство было остановлено только в 1946 году.